СРЦН "АИСТ" 2015

 
 
 

ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ

 

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «НАДЕЖДА»

Рецензент: Токарева Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, директор НПОО школа № 21 г. Кисловодска.

 

  Учебно-методическое пособие содержит материалы, посвященные методике планирования занятий и работы с детьми с ранней социальной дезадаптацией.

 Программа направлена на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, на «социализацию» личности.

   Тематика занятий носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития детей и их социальной адаптивности.

  Рассчитана на широкий круг специалистов, занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних, реабилитацией детей и их интеграцией в общество.

«Надежда» - это комплекс программ, с помощью которых несовершеннолетние с ранней социальной депривацией успешно усваивают социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, занимаются саморазвитием, самореализацией в социуме.

   В процессе реализации, комплекс социально – реабилитационных программ по основным направлениям педагогического воздействия, не только решает задачу адаптации, но и активно участвует в процессе социализации личности каждого воспитанника.

   Главная идея, положенная в основу комплексной социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – формирование успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути.

  Программа составлена в соответствии с нормами СанПиНа и сеткой занятий по возрастным группам учреждения.

  В младшей группе (3 – 7 лет) проводятся не более двух коррекционно-развивающих занятий в день. Из них одно игровое занятие планируется утром, второе – после сна. В старших группах (8 – 17 лет) проводится 3 занятия. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Длительность занятия колеблется от 15 до 40 минут, в зависимости от возраста детей.

Кроме того, тематика занятий носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития воспитанников группы и их социальной адаптивности.

Важно отметить, что реализация программы «Надежда» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми. Она обеспечивает единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Именно такой подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению: социализируясь, человек не только «очеловечивается» опытом социальным, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Основной целью программы «Надежда», является создание условий для воспитания личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.

Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач:

- компенсация личностных последствий негативного опыта жизни;

- развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации воспитанников;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;

- пробуждение творческой активности воспитанников, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

 

Программа разделена на три блока:

1. Блок «Я – уникален»;

2. Блок «Я хочу все знать»;

3. Блок «Я-творец».

 

I. Блок «Я – уникален» – содержание этого блока предполагает оказание необходимой психологической помощи каждому воспитаннику Центра:

- адаптироваться к новым социальным условиям;

- обеспечить эмоционально-комфортное состояние ребенка в рефератной для него группах общения со взрослыми и сверстниками;

- понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;

- найти свое место в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.

 

Программы:

«Социально – личностное развитие детей с дефицитом внимания со стороны взрослых».

 

II. Блок «Хочу все знать» - главным критерием второго блока является адаптация ребенка к познавательному процессу, а это возможно тогда, когда созданы необходимые условия (развивающая среда) для развития психических познавательных процессов, формирования навыков учебной деятельности, стремления к познанию окружающего мира, т.е. любознательность.

Программы:

- Патриотическое воспитание «Я – патриот»;

- «Малая Родина – мое начало» (региональный компонент);

- Социально-правовое воспитание «Я – гражданин»;

- Социально-нравственное воспитание личности «Растим Дерево Добра»;

- Эстетическое воспитание «В мире прекрасного»;

- Экологическое воспитание «Зеленая страничка»;

- Валеологическое воспитание «Ступеньки здоровья»

- Основы медицинских знаний;

- Развитию речи «Родное слово»;

- Математическое развитие «Волшебная математика»;

- Правила дорожного движения «Я по улице шагаю»;

- Пожарная безопасность «Азбука пожарной Безопасности»;

- Семейное воспитание «Моя семья»;

- Профориентация «Тропинка в будущее».

 

III. Блок «Я – творец» - содержание третьего блока направлено на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, его воображения, фантазии, культурной рефлексии. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. Необходимо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач.

 

Программы:

- Музыкально-драматического кружка «Огонек».

Таким образом, социально - реабилитационная программа «Надежда» разработана по принципу «Ощущать-Познавать-Творить», который шаг за шагом подводит к становлению зрелой личности.

 

- Программа «Основы декоративно – прикладного мастерства». 

 

ДЕТСКОЕ СОУПРАВЛЕНИЕ В ЦЕНТРЕ: ДЕТСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАНКО»

 

Устав детской молодежной организации ГКУСО ГСРЦН «Аист» "Данко" г. Георгиевска Ставропольского края.